Поделиться в:

Историческая справка.

Ил-2 — советский штурмовик времён Великой Отечественной войны, созданный в ОКБ-240 под руководством Сергея Владимировича Ильюшина. Это был самый массовый боевой самолёт в истории. За 4 года серийного производства было выпущено более 36 тысяч самолетов – абсолютный мировой рекорд. Темпы выпуска Илов, например, в 1943г. доходили до 30 машин в сутки. Себестоимость самолета была невелика – 2 успешных боевых вылета полностью окупали затраты на производство самолета.

Серийное производство Ил-2 началось в феврале 1941г. В первый бой штурмовики вступили уже через 5 дней после начала войны. 27 июня пятерка Илов нанесла бомбовый удар по колонне немецкой бронетехники. Ил-2 принимал участие в боях на всех театрах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне.

За характерную форму фюзеляжа в Красной Армии самолёт получил прозвище «Горбатый». Конструкторы называли разработанный ими самолёт «Летающим танком». Немецкие пилоты за живучесть называли его «бетонный самолёт» или  «цементированный бомбардировщик». У наземных войск вермахта самолёт пользовался дурной репутацией и заслужил несколько почётных прозвищ, таких как «мясник», «мясорубка», «Железный Густав». Также в советской литературе существуют утверждения, что отдельные солдаты вермахта называли его «Чумой» или «Чёрной смертью».
В 1943 году во время боёв на Курской Дуге в арсенале Ил-2 появились ПТАБ (противотанковые авиабомбы) с кумулятивной боевой частью, которые снаряжались в контейнеры по 48 штук. Именно на этот период приходятся упоминания о прозвище «Чёрная смерть» в немецких частях (на немецком Schwarzer Tod — чума). Сброс ПТАБов на скорости 340—360 км/ч с высоты 200 м давал разброс около 1 бомбы на 15 м² и полосу сплошного поражения примерно 30х100 м. В первые дни эффективность была поразительной (до 6-8 танков с 1-го захода). Однако уже через неделю изменение построений немецких танков на марше резко понизило эффективность данных боеприпасов, а так как расход полного боекомплекта на поражение 1-2х танков (при успешном заходе) уже не считался целесообразным, предпочтение было отдано авиапушкам. В это же время состоялся дебют Ил-2 с 37-мм пушкой – серьёзное оружие против танков.

Тяжелой и так и неразрешенной проблемой была защита стрелка. Первый прототип Ил-2 имел двухместный бронекорпус. Однако военное руководство решило, что самолёт должен быть одноместным. В серию самолёт пошёл именно таким. В первые годы войны штурмовики (а их пилоты не обучались даже основам воздушного боя), зачастую лишённые истребительного прикрытия, при встрече с истребителями противника пытались отрываться на бреющем полёте. Такой приём приводил к массовым потерям, и пилоты настоятельно требовали размещения стрелка. Данная модернизация часто производилась прямо в частях. Место для стрелка вырезалось сзади бронекорпуса, а его защита вообще отсутствовала. С 1942 наконец появилась двухместная заводская версия, но из-за проблем с центровкой стрелок был защищён лишь 6-мм бронеплитой (для сравнения задняя стенка бронекорпуса 12мм) и только со стороны хвоста. Недостаточная защищённость приводила к высокой смертность среди стрелков. На одного потерянного летчика приходилось примерно пять потерянных стрелков.

Следует отметить, что потери Илов от истребителей на всём протяжении войны были ниже, чем потери от зенитной артиллерии. С 1943г. вылеты штурмовиков производились только с истребительным прикрытием. Это снижало значимость стрелка в составе экипажа, и с 1944г. опытные пилоты часто летали без стрелков.

С учётом высокого риска применения Ил-2, звание Героя Советского Союза присваивалось уже за 10 боевых вылетов. По другим данным, до 1943г. звание Героя Советского Союза присваивалось за 30 боевых вылетов, а после 1943г. планка была поднята до 80.

 

Комментарии:

Корзина

 x 

Корзина пуста
Go to Top
JSN Epic 2 is designed by JoomlaShine.com | powered by JSN Sun Framework